Предметы, которые мне запомнились
В этом посте напишу о предметах, которые мне особенно запомнились и показались максимально полезными. Сразу же скажу, что они не входят в обычный набор core courses (основных предметов), которые есть в каждой МБА-программе. Это так называемые предметы на выбор. В зависимости от будущей карьеры каждый студент может выбрать курсы, которые бы ему хотелось изучить. Так как меня вполне устраивает карьера в сфере маркетинга, а также я хотела развить собственные менеджерские способности, то выбирала предметы из соответствующих областей.
Курс, который изменил мои взгляды на жизнь и прежде всего на саму себя, называется Behavioral Judgment and Decision Making (Поведенческое оценивание и принятие решений). Ведет заведующий кафедрой психологии IE Universidad Лее Ньюман (американец). Интересен класс своей нестаднартностью. Это - не обычный МБА-курс с бизнес-кейсами о компаниях. Он – о нас – о людях. О тех ошибках, которые свойственны абсолютно каждому в процессе принятия решений, независимо от уровня образования. Многие взяли его в надежде научиться, наконец, принимать решения. Результат же был обратный. В результате 12 лекций каждый из нас увидел, насколько часто мы ошибаемся. Вообще, когда меня спрашивают, что самое главное я выучила в IE Business School, я отвечаю, что ко мне пришло осознание того, как часто я бываю неправа. Наверное, это не совсем тот ответ, которого ждут будущие студенты программ-МБА, но это самое ценное знание, которое я получила.
Все мы приехали в Мадрид самоуверенными звездами. В ходе первых двух месяцев лекций и работы в разнообразных с точки зрения национальностей и профессионального опыта группах пришло понимание (достаточно болезненное), что другие бывают правы чаще, чем мы подозреваем. Более того, решения и работа, сделанные водиночку, не могут конкурировать с результатами совместных трудов нескольких голов. Это пришло с опытом обучения. А вот во время курса мы на каждом занятии убеждались в том, как часто мы лично думаем неправильно. Происходило это так: дома мы отвечали на достаточно простые вопросы, а в классе нам показывали правильные ответы, а так же статистику, как на эти вопросы отвечают люди разных наций и уровня образованности. Поражает то, что ошибки все допускают совершенно одинаковые. И вот когда ты несколько раз лично убедишься, как много ты не знаешь… а иногда думаешь, что знаешь, но на самом деле, это не так, или это не тот случай, и информацию нужно проверить, ты искренне начинаешь ценить (и почти любить) критику. Тебе хочется не просто интуитивно «прыгнуть» и сложить мнение по конкретному поводу, а потратить немного времени, чтобы получить больше данных. Объективно видеть, как часто ты ошибаешься - самый эффективный способ избавиться от одного из самых больших грехов менеджмента – чрезмерной самоуверенности. Он свойственен не только боссам, от него в равной мере страдают все: от врачей до юристов.
Задам простой вопрос, актуальный в связи с последними новостями о нападении акул на туристов в Египте. Как вы думаете, от чего ежегодно больше погибает людей, от укусов акул или от падающих на землю деталей потерпевшего аварию самолета? Правильный ответ точно можно узнать во время курса, а также понять, почему мы почти уверены в правоте своего некорректного ответа Позитивным результатом занятий считается, если вы научитесь распознавать опеределенные ситуации и те ловушки мышления, в которые можете попасть. Владея данной информацией, вам следует принять меры (спросить экспертное мнение, попросить мнение со стороны, обратиться к дополнительным статистическим данным и многое другое), чтобы избежать ошибки. Думаю, желание более внимательно подходить к процессу формирования бизнес-планов да и к простым тактическим решениям, искренний интерес во мнении коллег и большая терпимость к заблуждениям окружающих (вызванная их ментальными ловушками) качественно отличает грамотного менеджера от самоучки. Если во время чтения последней фразы у вас возникло несогласие, то точно не помешает пройти тест на самоуверенность и немного скорректировать ее. Если вы и с этим не согласны – ваше право. Есть и другие интересные предметы в IE.
Marketing Hi-Tech Solutions – один из них. Интересен он для маркетинг-специалистов, которые уже несколько лет занимались маркетингом, прочли на эту тему миллион книжек, прошли десятки курсов и порядком устали от BTL и ATL. Если вы интересуетесь высокими технологиями и хотите с ними связать жизнь – вам тоже туда. Только высокие технологии – это не производство ЖК-экранов или процессоров для телефонов (на эту тему есть другой курс). Высокие технологии в данном случае – это инновационные ДНК-тесты, которые применяются при лечение рака или искусственные заменители крови – продукты, которых на рынке никогда не было, и которые выводить очень непросто из-за того, что они меняют слишком много процессов и подходов в привычных сферах. Вот представьте себе, как заставить врачей (не забыв при этом об их самоуверенности) поверить и применять дорогостоящий тест, который не использовался до них веками? Положим, десяток желающих «поиграться с тестом» найдется, но на этом бизнес не построишь. Курс Билла Карни (американца, живущего в Швейцарии и ведущего бизнес в самых невероятных точках мира) именно о том, как из инноваций делать бизнес. Интересен не просто с точки зрения маркетинга, но также и с точки зрения собственного развития – открывает глаза на многие вещи, о существовании которых вы даже не знали до этого.
Я уже упоминала, что целью получения МБА было не только обновление знаний в области маркетинга, но и углубление в сферу управления людьми. В этой связи мне был интересен курс Strategic HR (стратегическое управление трудовыми ресурсами) профессора MIT Пола Остермана. Этот предмет создан не для HR-менеджеров, а для всех, кто имеет или планирует иметь в подчинении людей. Кого брать на работу, как вести переговоры по зарплате, как решать конфликты интересов, как проводить ежегодную оценку проделанной работы, как высказывать мнение так, чтобы у сотрудника не пропадала мотивация, что делать с работающими матерями, как работать с группами, и даже как действовать в случае сексуальных домогательств (и когда Вы – жертва, и когда Вы – менеджер, в отделе которого данная проблема возникла).
Конечно, это не все интересные курсы, предлагаемые IE Business School, которые заслуживают внимания. Назовем их моими топ 3. Если есть конкретные вопросы по другим предметам, буду рада ответить!
Tags: decision making, Electives, HR management, IE Business School, marketing, MBA, MBA Spain
February 12th, 2011 at 6:27 pm
Ну а теперь-то все-таки что? какие планы, перспективы?
Очень было бы интересно узнать, оправдались ли в целом ожидания от МБА (кстати какие они вообще были?)?