Acting with Power. Часть 2.
- Во время занятий Deborah Gruenfeld использует примеры двух хорошо известных актеров, которые эффективно играют высокий и низкий статусы. Это Джуди Денч в роли Королевы Елизаветы (высокий статус) и Вуди Ален в роли повседневного человека с низким статусом.
- Карты. Группе студентов примерно из 30 человек во время занятий раздают карты и говорят, что карты с тузами – это низкий статус, с королями – высокий. Студенты не знают, какая карта появится из колоды, но им говорят, чтобы они относились к другим людям в соответствии с той картой, которая им выпадет. Когда студентов просят стать по обе стороны линии в зависимости от того, к какому статусу, по их мнению, они принадлежат, т.е. тузы по одну сторону линии, а короли по другую, как и ожидается, практически все студенты с одной-двумя статистическими аномалиями становятся по одну сторону этой линии. Студентка с картой низкого статуса сказала, что никто не хотел узнать ее имя, в то время как другую студентку нашли потому, что у нее оказалась карта с высоким статусом. Это упражнение показывает ту важную роль, которую играет статус.
- Существует два способа «играть» статус. Играть высокий статус (playing high) – т.е. вести себя авторитарно, руководить, доминировать. Создается психологическая дистанция, когда человек поднимает самого себя и понижает других. Играть низкий статус (playing low) означает подчиняться, быть харизматичным, вести себя так, чтобы нравиться другим. Когда вы понижаете себя и повышаете других - сокращается психологическая дистанция.
- Тенденция, что полезно играть только высокий статус, в корне не верна.
- На президентских выборах в 2008 г. в США Барак Обама играл высокий статус, отвечая на сложные вопросы, ему было необходимо показать власть. Но он был также способен играть низкий статус, не дистанцируясь от групп различных избирателей.
- В тех или иных ситуациях полезно менять линию поведения.
- Часто случается, что когда женщины играют низкий статус, в этой игре больше флирта, чем игры.
- Ряд признаков playing low: человек озирается по сторонам, говорит неполными фразами, дотрагивается руками до лица, занимает как можно меньше личного пространства и т.д.
- Ряд признаков playing high: человек говорит полными фразами, смотрит в глаза говорящему, замедляет речь, занимает как можно больше пространства, спокойно двигается, у него нет видимой реакции на то, что говорят другие.
- В упражнении в ходе занятий одна студентка играет босса, а другой сотрудника. Слова в двух импровизациях одни и те же, но отличаются интонация и жесты. В первой импровизации работник играет высокий статус, говоря слишком много и не давая боссу вставить слово. В свою очередь, босс ждет, пока тот закончит и затем начинает говорить медленно и ясно. Каждая фраза босса должна закончиться с тональным понижением, не так, как словно бы босс спрашивает о чем-то, а говорит, что нужно сделать. По мере того, как босс становится эффективным игроком с высоким статусом, ее речь замедляется и становится яснее. Ее паузы и позы показывают статус.
- Случается так, что время от времени человеку нужно понизить свой статус, чтобы стать более доступным. Например, один из богатейших людей мира Уоррен Баффит на одной из встреч со студентами понизил свой статус, чтобы окружающим было удобнее с ним общаться.
- Статус человека зависит от количества аргументов, а не от их качества. Т.е. чем больше люди говорят, тем больший статус они получают.
- Причины делать хорошие аргументы: а) лучше быть правым, чем неправым б) лучше выглядеть умным, чем нет в) лучше быть компетентным и критичным, чем нет г) лучше предоставлять уникальную информацию и двигать беседу вперед, чем повторять как попугай то, что другие уже сказали.
- Размашистые и закрытые человеческие позы могут сказать о человеке гораздо больше, чем слова, поскольку они менее заметны.
- То, что вы не знаете о невербальных средствах коммуникации, может причинить вам вред.
- Социальное поведение приматов и других животных является своеобразной большой линзой размышления о том, что может происходить в человеческих группах.
- В одном эксперименте участвовали два человека. Одному из них дали задание доминировать. В результате, другой партнер был вынужден подчиниться (respond with submission). Они оба были удовлетворены подобным иерархическим результатом, чем ситуацией, если бы обоим участникам приказали доминировать, что создало бы конфликтную ситуацию. Таким образом, по крайней мере, в некоторых случаях иерархия может создавать удовлетворенность.
- Иерархия уточняет роли, обязанности, разделение труда, увеличивает эффективность. В ситуациях, требующих кооперации, а не конкуренции, задачи выполняются гораздо быстрее и легче при иерархии. У иерархии нет обратной стороны. Она может быть плоха для креативности. В конкурентных ситуациях различия могут стать проблемой.
- Примерами доминирующего человеческого поведения являются позы, когда человек занимает много места или становится больше. Также можно рассматривать в качестве доминирующих некоторые черты лица, главным образом, когда человек рассержен. Например, когда брови на лице сходятся в длинную толстую линию.
- Примеры невербальных знаков можно встретить повсюду. Например, Дональд Трамп. Его торговая марка «вы уволены» кажется слишком могущественной из-за насупившихся бровей и вытянутого указательного пальца.
- Поднятые брови и полуоткрытый рот являются признаками покорного поведения. Скрещивание рук тоже к этому относится, поскольку человек становится меньше и как бы сам себя защищает.
- Даже тон голоса выражает доминирование или покорность человека. Твердый, громкий и низкий голос предпочитают в большей степени, чем высокий и мягкий.
- Изучение поз человеческого тела идет с давних времен. Впервые ораторов начали обучать жестам еще в Древней Греции и Риме.
- Важную роль играет пол людей. Замечено, что для мужчин более типичны доминирующие позы, в то время как для женщин покорные (submissive).
- Выраженное доминирование может представлять опасность не только для женщин. Существуют ситуации, в которых доминирования лучше избегать. Например, в ходе интервью при устройстве на работу, когда человек старается примкнуть к новой организации. Также ведут себя и животные. Новички в стае или группе должны показать покорность, в противном случае они будут отвергнуты.
При написании поста использованы материалы сайта Stanford GSB.
Окончание следует.
Tags: Acting with Power, Deborah Gruenfeld, Kay Kostopoulos, Larissa Tiedens, mba, Stanford, stanford gsb, актерское искусство, командная работа, лидерство, профессор, студент, Стэнфорд, Стэнфордская высшая школа бизнеса, учеба в Америке