Об экономических санкциях в отношении белорусских компаний
В Интернете уже не раз возникали дискуссии, что студентов в топовых бизнес-школах мира обучают только этичным и законным методам ведения бизнеса, а когда они возвращаются домой, то сталкиваются с тем, что местный бизнес ведется по особым правилам. А этим правилам студентов как раз и не учат в бизнес-школах.
В этом посте речь пойдет о некоторых особенностях ведения бизнеса в Беларуси, в частности, о том, как белорусские компании могут обойти наложенные на них ЕС и США экономические санкции или переориентировать свою хозяйственную деятельность.
Чтобы лучше понимать, что представляет собой современный белорусский бизнес, считаю целесообразным вначале привести собирательный образ типичного белорусского бизнесмена. Это «человек, который одновременно хочет казаться продвинутым и цивилизованным, но в то же время не хочет идти на конфронтацию, показывать позицию, которая шла бы вразрез с позицией властей». Именно такое определение дал белорусский студент, который в настоящее время учится в Литве. Этот тип – своеобразная модель ведения успешного бизнеса в Беларуси и даже не надо, как говорится, изобретать велосипед. Еще существует мнение, что весь крупный бизнес в Беларуси так или иначе связан с действующей властью, но я так не считаю, поскольку есть немало примеров того, как отдельные известные белорусские бизнесмены самостоятельно создали успешный и прибыльный бизнес без участия государства.
В настоящее время несколько десятков белорусских компаний находятся под экономическими санкциями со стороны ЕС и США. Среди них – нефтетрейдеры, ритейлеры, строительные компании, футбольный клуб «Динамо-Минск», рестораны, клубы, производители водки, строительных материалов, интернет-провайдер, спортивный комплекс «Логойск» и другие. Реально, такое чувство, что под санкциями оказалось чуть ли не пол-Минска. Наложение подобных санкций означает запрет на любые контакты с данными предприятиями, заморозка счетов фирм на территории ЕС и США и т.д. Более того, введение санкций против этих отдельных компаний также влияет и на весь остальной белорусский бизнес, поскольку иностранные бизнесмены теперь сто раз подумают, прежде чем будут работать с Беларусью, ведь такое сотрудничество может негативно сказаться на их деловой репутации. Даже разбираться не будут, находится ли компания под санкциями или нет, просто вообще не будут иметь дела с Беларусью.
Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные способы, как можно обойти экономические санкции или переориентировать свою хозяйственную деятельность.
1) Возьмем, например, попавший под санкции спиртоводочный завод «Аквадив», который является единственным поставщиком белорусской водки в страны ЕС (Литва, Латвия, Германия). В 2011 г. 63 % экспорта компании ушло в Европу. Это где-то 2.5 млн. USD. В Литве, например, основные продажи приходятся на торговую сеть Maxima. Пока что белорусскую водку с прилавков не убирают, хотя о санкциях знают. В настоящее время «Аквадив» перераспределяет эти поставки на рынки стран СНГ.
2) С местными ритейлерами все гораздо проще. Белорусские магазины, гипермаркеты (например, «Простормаркет», оказавшийся под санкциями) и т.д. на 90 % работают не напрямую с европейскими производителями, что очень сложно, а с местными компаниями-импортерами. Ведь в данном случае можно, например, получить товар с отсрочкой оплаты на 90 дней. Лишь 10% продукции попадают на полки через прямые договора с иностранными производителями, да и то чаще всего это компании России или Украины. Тот же сыр или шоколад ввозят сначала эти белорусские компании-импортеры, а затем уж поставляют его в розницу. А на эти компании-импортеры санкции не распространяются. Но тот же сыр «Камамбер», который во Франции стоит около 1-1,5 евро, в Беларуси стоит уже 3.5-4 евро, хотя зарплаты во Франции раз в 10 выше чем в Беларуси. Здесь есть над чем задуматься. Или возьмем попавшее под санкции ООО «Раковский бровар». Этой компании из бизнес-империи «Трайпл» принадлежит известный одноименный ресторан в центре Минска, который славится пивом собственного производства, а также модный клуб «Овертайм», небольшие кафе «Салодкий фальварак», в которых продают, пожалуй, самые вкусные в Минске тортики. Понятно, что качественное пиво может быть сделано только из импортных ингредиентов. В принципе, ЕС может запретить компании покупать в Европе продукты и ингредиенты для производства пива, но в том то и дело, что эти продукты и ингредиенты компания покупает уже здесь, в Беларуси, а не в ЕС. Кстати, для создания проекта интерьера заведения привлекался австрийский дизайнер. Что еще интересно, самый известный и дорогой ресторан Минска «Bella Rosa», входящий в попавшую под санкции бизнес-империю Анатолия Тернавского «Юнивест-М», в черный список не попал, поскольку его оперативным управлением занимается отдельная компания, которая пока еще не была включена в черный список.
3) Компания «ЮнивестСтройИнвест». Фирма занимается строительством, но экспорта строительных услуг не происходит. Бетон и арматура для строительных работ исключительно белорусского производства. Ограничения в принципе могут затронуть финишный этап строительства – отделку. Если ранее компания закупала, например, керамическую плитку в Польше, то теперь это под вопросом и возможно придется переориентироваться на производителей из Турции, России, Украины. Пользователи Интернета на форумах отмечают, что если компания будет покупать отделочные материалы в Турции, то все равно напрямую расчеты в валюте через банковские счета компании делать она не сможет, и надо будет искать посредника. Или работать через российские счета и проводить расчеты в российских рублях. Но в любом случае, для компании это будут дополнительные издержки и потеря репутации.
4) Можно взять и просто переименовать компанию или поменять акционеров. В наше время новые фирмы создаются буквально за день, и ничего не мешает белорусам вместе с литовцами договориться, например, создать новую структуру для поставок нефтепродуктов, переоформить договора, и через одну-две недели все пойдет по-старому. Эксперты уверены, что у ведущих белорусских бизнесменов есть дополнительно 10-15 структур, где их фамилии не фигурируют, и которые можно спокойно задействовать. А один любитель юмора вообще предложил переименовать уже упоминавшуюся ранее компанию «Юнивест-М» (на нее наложены санкции ЕС) на «Юнивест-Ж» (по аналогии с известным местом для мужчин и женщин) и торговать без ограничений. Дело в том, чтобы наложить санкции уже на компанию «Юнивест-Ж», ЕС нужно будет довольно много времени. А в юридическом плане все будет чисто. Да и букв в алфавите много.
5) Интернет-провайдер СП ООО «Деловая сеть» (компания принадлежит белорусскому олигарху Пефтиеву, который также находится в черном списке). Представители СП отмечают, что компания не имеет счетов, каких-либо активов или незавершенных договоров поставки за пределами Республики Беларусь. Но это совместное белорусско-АНГЛИЙСКОЕ предприятие, так что и здесь может быть не все так просто.
6) В бизнес-империи одного из самых известных белорусских бизнесменов, владельца группы компаний «Трайпл» Юрия Чижа (тоже в черном списке) 5 компаний занимаются импортом российской нефти, переработкой сырья на белорусских нефтеперерабатывающих заводах и экспортом нефтепродуктов за рубеж. Из них под санкции попали лишь две – «Трайпл» и «НефтеХимТрейдинг». Специалисты утверждают, что здесь есть поле для маневра. Помимо этих двух компаний, нефтяным бизнесом также занимаются «Трайплэнерго», «Белнефтегаз» и «Неонафта», которые не попали под санкции. Та же компания «Трайплэнерго» по-прежнему экспортирует бензин и мазут в Польшу. Есть мнение, что вряд ли будет сложно перенаправить товарные и денежные потоки через эти фирмы, не охваченные санкциями.
7) Футбольный клуб «Динамо-Минск» (главным спонсором является «Трайпл»). Это вообще нечто! Руководство клуба пока само в замешательстве и обратилось за разъяснениями в федерацию футбола, которая адресует этот вопрос европейским коллегам в УЕФА. Но если следовать логике санкций, то должны быть заморожены все операции клуба с Европой. А это и поездки на сборы на солнечный Кипр или в Германию, например. Ведь за ту же гостиницу клуб наверняка платит напрямую гостинице. Или выступления команды в евротурнирах. В клубе играет также легионер из Франции. А раньше, насколько мне известно, игроки команды стажировались в литовском клубе для дальнейшей перепродажи.
Как известно, между Беларусью и Российской Федерацией не существует границы. Следовательно, белорусские нефтепродукты могут попадать потребителям через Россию. При этом, отследить белорусские нефтепродукты в общем потоке будет достаточно сложно, поскольку каналов сбыта нефтепродуктов очень много, а их доля в общем объеме поставок не так велика.
9) Белорусский холдинг «Белтех Холдинг» (принадлежит Пефтиеву) попал под санкции ЕС. Его создавали для объединения военно-технических достижений и представления совместных интересов компаний на внешних рынках для продвижения товаров. Но сами предприятия в холдинге не потеряли своего юридического статуса. Следовательно, они могут самостоятельно сотрудничать с европейскими предприятиями, и, соответственно, никак не пострадают от введения санкций.
10) Существует масса других способов обойти санкции в отношении поставок продукции военно-технического назначения. В принципе, можно делегировать партнеру реализацию совместно разработанных продуктов. Можно задействовать посреднические структуры, например, работать через российский «Рособоронэкспорт». Такая схема уже используется. Конечно, это создает некоторые неудобства, кроме того, в этих случаях придется делиться прибылью.
11) Обойти экономические санкции можно путем прокрутки того же самого белорусского товарооборота через Россию. Какую-то продукцию или какой-то бизнес можно оформить при помощи российских или казахских компаний, и уйти от санкций таким образом. В данном случае, товары не будут идти от белорусского завода, а будут переписаны, например, как транзит. Но в данном случае белорусские компании будут нести дополнительные расходы.
Как видим, способов обойти экономические санкции достаточно, только вот все это еще дальше уводит Беларусь от цивилизованного мира. А сделать так, чтобы этих санкций вообще не было, очень просто – нужно лишь освободить людей из тюрем, прекратить преследовать граждан страны, соблюдать принципы демократии и права человека. Тогда и не нужно будет искать способы, как обойти санкции. Если же этого не произойдет, то вполне вероятно, что в ближайшем будущем и многие другие белорусские компании попадут под санкции.
Tags: mba, Аквадив, Александр Ветелкин, Беларусь, Белтехэкспорт, бизнес-школа, Деловая сеть, Динамо-Минск, как обойти санкции, Логойск, нефтепродукты, Пефтиев, Тернавский, Трайпл, Чиж, экономические санкции, Юнивест-М