Что мотивирует людей?
Смотрел на днях игру Реала и задался вопросом, как Жозе Мауриньо управляет игроками – методом кнута или пряника, почему команды под его руководством всегда добиваются величайших результатов и почему появляется такая уверенность, что команда под его руководством всегда выиграет. Но, оказывается, есть не только методы воздействия на людей кнутом или пряником. Профессор психологии Columbia Business School Tory Higgins предлагает забыть о кнуте и прянике и отмечает, что сущность человеческой мотивации заключается в желании быть эффективным.
Он считает, что существует 3 способа быть эффективным. Во-первых, когда удается достичь отдельного результата, например, вы выиграли поединок или поели, когда голодны. Профессор называет это value effectiveness. Во-вторых, влиять на то или иное событие. Tory Higgins называет это control effectiveness. Это как в поговорке: «не важно, победил ты или проиграл, важно как ты играешь». Если бы кнут и пряник были единственной человеческой мотивацией, то никто бы не принимал участие в экстремальных видах спорта, поскольку можно получить серьезную травму. В данной ситуации участники хотят контролировать ситуацию, что весьма сложно и проблематично. В-третьих, существует truth effectiveness, т.е. поиск того, что мы считаем законным, правильным или истинным. То, что является правдой для одного человека, - для другого человека иллюзия. Но все мы мотивированы на то, чтобы знать, что реально на самом деле. Например, в политических и религиозных конфликтах по всему миру людей мотивирует риск получить ранение или даже погибнуть, но установить правду, справедливость.
Для профессора психологии Columbia Business School очень важно, как взаимодействуют между собой эти 3 способа быть эффективным. Поняв это, мы можем лучше мотивировать самих себя и других.
Что интересно, профессор стал интересоваться человеческой мотивацией после периода депрессии. Он сказал самому себе: «Я хочу стать дипломированным психологом, но не понимаю, почему у меня нет мотивации делать что-либо. И если мне когда-нибудь удастся выбраться из данной ситуации, я постараюсь понять ее».
При написании поста использованы материалы статьи Eric Sharfstein «Psychology Professor Studies Science of Motivation» от 21 февраля 2012 г.
Tags: COLUMBIA BUSINESS SCHOOL, mba, бизнес-школа, Жозе Мауриньо, мотивация, психология, Реал, учеба в Америке